Центр научно-технического форсайта - что это?
Автор: Andronov от 14.12.2015, просмотров 2 242
В рамках Пермского инженерно-промышленного форума прошел круглый стол на тему «Создание сети центров научно-технического форсайта». В ходе мероприятия были обозначены некоторые контуры понятия «форсайт», заявлена инициатива о формировании центра форсайта на базе ПНИПУ, получены различные комментарии относительно этой идеи от участников форума.
Публика в целом восприняла инициативу положительно, но при этом на конкретные вопросы о том, что собой будет представлять центр форсайта, или какие шаги планируется выполнять для его построения, ответов не было.
Такая ситуация довольно типична – есть «облако идей», но они настолько размыты, что перейти к конструктивной работе невозможно. Сложность в данном случае обусловлена недостаточным пониманием предметной области – ограниченностью используемой системы понятий. Преодоление сложности такого рода является одним из ключевых шагов, которые необходимо выполнить для перехода к проектированию требуемых организационных механизмов.
Итак, задача - сформулировать образ «центра форсайта» как организации, на основании которого можно инициировать проект формирования такого центра.
Предметную область, в которой мы планируем действовать, можно описать следующим образом:
- Есть люди, обладающие знаниями или гипотезами о некоторой области / отрасли
- Есть люди, участвующие в мероприятиях форсайта (мероприятия могут быть разных типов).
- В рамках мероприятий форсайта участники применяют определенные методы.
- В результате применения методов форсайта у некоторых людей появляются новые знания или гипотезы о некоторых областях / отраслях.
- Есть люди, разрабатывающие различные альтернативы развития некоторой реальности (например, организации, отрасли, технические или информационные системы и пр.)
- Каждая альтернатива развития определяет набор (последовательность) воздействий на некоторые объекты управления для перевода их в целевое состояние.
- Некоторые люди, обладая определенными знаниями или гипотезами, поддерживают определенные альтернативы развития.
- Некоторые люди обмениваются мнениями с другими людьми и вне мероприятий форсайта.
- Есть люди, принимающие решение о выборе одной из альтернатив развития.
Соответствующая концептуальная схема выглядит так:
Исходя из такого понимания, были сформулированы следующие тезисы для обсуждения с рабочей группой:
- Результаты форсайта - гипотезы о будущем состоянии определенной области / отрасли. Они нужны тем, кто планирует развитие – разрабатывает альтернативы или принимает решение о выборе. Причем происхождение этих гипотез должно быть понятно и принято потребителем. Люди верят в то, что придумывают сами, либо узнают от признаваемых ими экспертов.
- Цель центра форсайта должна быть не в генерации гипотезы как таковой, а в предоставлении информации, обеспечении методологии и конструктивного взаимодействия участников для формирования такой гипотезы у специалистов заказчика.
- Потребителем такого рода услуг могут быть организации, целенаправленно занимающиеся разработкой стратегии. То есть, в рамках стратегического процесса организация обращается в центр форсайта. Центр привлекает экспертов в предметной области, организует мероприятия форсайта, предоставляет требуемую инфраструктуру и методологию для совместной работы, дает рекомендации о составе стратегической группы, модерирует взаимодействие и т.п. В результате специалисты заказчика приобретают новые знания, точки зрения, формируют гипотезы. Далее эти специалисты формулируют стратегию своей организации, уже будучи обогащенными новыми взглядами и гипотезами.
- Основными задачами центра в этом случае должны быть:
- Накопление и формализация методов форсайта, сценариев их применения
- Ведение реестра экспертов по областям/отраслям
- Разработка сценариев мероприятий форсайта различных типов
- Проведение мероприятий форсайта для лиц, разрабатывающих альтернативы развития
- Проведение мероприятий форсайта для лиц, принимающих решения
- Потенциально - фиксация и комплексирование гипотез, формулируемых экспертами, уменьшение их субъективности
Похожие новости
Корпоративное предпринимательство: от смысла к предметуПостроение эффективных проектных командНеизвестное как инструмент развитияИТ-образование как яблоневый садНиканоровские чтения